Joomla 2.5

Мыслить как преступник.

Как известно за границей дороги лучше, цены ниже, да и климат в целом теплее. И поэтому в нашей стране всегда были германофилы, франкофилы и всякие англоманы. Последнее время к ним добавились любители всего японского, китайского и прочей азиатчины.Лет в 5 меня отдали в дворец пионеров для того, чтобы я рос набирался ума, попутно занимаясь рисованием, шахматами и английским. Если со вторым как то сразу не срослось, то первое и третье дают о себе знать. Прекрасные учителя, что в дворце пионеров- строгая женщина в очках велосипед с британской любовью ко всему клетчатому и превосходным оксфордским выговором, что в школе, привили неусидчивому мне любовь к языку, особенно к британскому английскому со всеми его shall вместо will, и cheque вместо check. С тех пор набегами, чтобы не забывать приходиться смотреть фильмы с субтитрами, слушать грайм, пить чай с бергамотом и наливать кофе в сливки, а не наоборот.

Примерно в тоже время, я начал не любить детективы, прочитав изрядное количество книжек из серии детсткий детектив, я понял, что это самый скучный и мертвый жанр, в котором создается наибольшее количество ширпотреба. Нет конечно я признавал, что есть нормальные детективы , вроде книжек про братьев Харди или Кале Блюмквиста,последний рецидивом заставил прочитать за три дня шестьсот страничную "Девушку с татуировкой дракона" Ларссона. Но меня как то больше привлекали энциклопедии про и книжки про каких нибудь древних греческих наемников, 10 лет бродящих по малой Азии.

Именно из за интереса к британскому английскому и шикарной обложки и названия я натолкнулся на сериал "Лютер", повествующий о нелегкой жизни неуравновешенного черного детектива. Открывающиеся титры, как и положено, открываются с грустного протяжного в Hope Sandaval с последнего альбома Massive Attack, песня идеально подходит по настроению, звучанию и атмосфере к холодным панельно-бетонным пейзажам британских многоэтажек.

Действие начинается сразу, как будь то стартует с полуслова. Вопреки расхожим представлениям об Англии, никто никого ни с кем не знакомит. Кажется, что уже прошло минут сорок, в которых главный герой долго ищет улики, убийцу спасает потерпевших, всего этого, нет. Мы приходим уже на середину праздника, когда кто-то уже спит в ванной и поет на кухне. То есть заметная часть действия осталась за кадром. Позднее, уже после первой серии, становится ясно, что "Лютер" строится по несколько другим законам, нежели обычный детективный сериал.
К примеру в том же House M.D., который строго говоря детектив, хоть вместо преступника-болезнь, уже шестой сезон подряд проходит по одной и той же схеме. Какой нибудь с виду совершенно здоровый человек падает в ужасных корчах, попадает в Принстон Плейнсборо, где Грегори Хаус, осмотрев его мед карту саркастическим взглядом и отпуская язвительные шуточки, ставит ему диагноз, от чего пациент чуть было не отдает богу душу. Хаус называет свою команду идиотами и отправляет переворошить грязное белье бедняги. Затем еще пара неправильных диагнозов, диковинных симптомов, вроде фекалий из рта, и за десять минут до конца серии ехидный доктор ставит больного на ноги, попутно разоблачая его в чем то постыдном и вынося жизненные уроки.
Примерно так же дело обстоит и в других детективах, эта строгая фабула, означающая что к концу книги или фильма все равно всех найдут, посадят или на худой конец преступник спрыгнет с обрыва. В "Лютере" преступника сбрасывают в шахту в первые 5 минут.

Такие сюжетные вольности, объясняются довольно просто. "Лютер" это не затянутая на десять сезонов горизонталка про жизнь полицейских, вроде "Мыслить как преступник", а шести серийный мини сериал. Конечно этого мало, но в отличии от Америки, где могут тратить на одну серию по миллиону долларов, и снимать сразу несколькими съемочными группами, в Англии дела делаются в более сдержанной манере. И порой это даже хорошо, явно вторичный сюжет и отсутствие хороших актеров нельзя заткнуть сценой со взрывающимся вертолетом. Вспоминая "Побег", который тоже поначалу должен был стать мини сериалом, состоящим максимум из существующего первого сезона, но под давлением собственных рейтингом выродившийся в ужасного конспирологического монстра размером в шесть сезонов и двухчасовой фильм. Благодаря малой форме авторам не надо высасывать из пальца сюжетные развязки и ходы, приберегая все для очередного клифхенгера, что то действительно интересное.

Помимо сюжета особенно прекрасно вышли персонажи. Похожий на оживший труп продавец книг наводит озноб не хуже, свихнувшихся ветеранов Королевской морской пехоты, убивающих быстро и как то по-военному деловито. Американские коллеги из помянутого "Мыслить как преступник" выглядят на фоне местного кровавого чаепития, буквальная сцена где то в третьем эпизоде кстати, относительно мирными парнями. На фоне местных панельных многоэтажек серого Лондона, любой американский злодей должен был бы впасть в отчаяние и тихо умереть от подавляющей пустоты и депрессии, авторы не тратят силы на параллельные истории других героев предпочитая заниматься основными персонажами.

Главным из которых конечно является - Джон Лютер, больше всего похожий на крутую смесь Илая (Книга Илая) и Джона Константина (оригинальный английский комикс), от первого его слава богу отличает, отсутствие калифорнийской улыбки и самоуверенного лоска Дензела Вашингтона, а от второго пожалуй только цвет кожи и отсутствие вредных для здоровья привычек. Остаются только английское пальто, небритость, склонность к самокопанию и уверенность в своей правоте. Лютер как и Константин отказывается от обычной жизни для того, чтобы регулярно спускаться в ад, Константина - в тот который с чертями и дьяволом, а Лютер имеет дело с тем про что группа "Кровосток" читает в своей песне,-"нет ада, кроме того что рядом".